Кабаре-дуэт «Академия» в наши «ну очень смешные»
времена умудряется не терять чувство юмора, совершенно необходимое для
работы в том редком жанре, который представляют Саша и Лола.
Парадоксальность их сценического имиджа кого-то забавляет, кого-то
восхищает, кого-то раздражает, но ни у кого не возникает сомнений в
профессионализме этих эстрадных артистов. И именно о ней, о прекрасной
и капризной, великой и смешной, мудрой и детской профессии актера
говорили мы с Сашей в киевской квартире его родителей в перерыве между
выступлениями дуэта в ночных клубах родного города, наконец-то
открывшего от удивления глаза и обратившего свой взор на эту необычную
пару.
- Саша, объясни, пожалуйста, в каком жанре работает дуэт «Академия»?
- Ты знаешь, почему говорят, что у «Академии» нет музыкального
стиля? Потому что его не может быть, вся наша эстрадная музыка
вторична. А мы работаем в жанре кабаре, в котором исполняются песни,
танцы, шутки, импровизация, розыгрыши… Понимаешь, мы делаем видеопесни,
видеокартинки.
- Ты знаешь, у меня сложилось впечатление, что вы с Лолой и с
журналистами разговариваете, не выходя из образа. Вы что, и их любите
разыгрывать?
- Тут дело вот в чем: есть журналисты и журналюги. Так вот,
журналюгам мы объявили войну после серии оскорбительных публикаций об
артистах. Например, недавно вышла статья о Пугачевой, совершенно
омерзительная, которую написал один подонок, работающий в «Московском
комсомольце». Она раньше машину мыл у Пугачевой, а теперь стал
журналистом. Родственные профессии, не правда ли? Мы с Лолой пообещали,
что будем бить морды всем журналистам, которые о нас напишут гадости.
Мы при нашей «Академии» открываем фонд штрафов и будем откладывать
деньги на штрафы за избитых журналистов. Они думают, что мы будем в суд
на них подавать, а мы сделаем все, чтобы они на нас в суд подавали и
чтоб боялись нас и трепетали! С дилетантами надо бороться только так.
Ты знаешь, мы были сейчас в круизе «Поле чудес». В тот день, когда
снималась игра, на пароходе была качка, Леня Якубович отравился
рассольником, у него была температура, но, несмотря на это, он вышел и
провел игру, пошатываясь и покачиваясь. А в «Московском комсомольце»
вышла статья: помятый подвыпивший Якубович, пошатываясь, кое-как,
пошловато шутя, провел игру. И все, понимаешь, у Лени - шок, он вообще
человек ранимый. Его очень легко обидеть и его не за что обижать. Он
позвонил нам и спросил: «Саша, за что?» И действительно, за что? Есть,
правда, в Москве один человек, которого я уважаю как журналиста и как
человека, умеющего высказать свое мнение. Это Евгений Додолев из газеты
«Новый взгляд». Кстати, журналюги - слово, придуманное Градским,
который особо ненавидит журналистов за вторжение в личную жизнь. Но у
меня нет ненависти за это вторжение, потому что человек, в личную жизнь
которого не вторгаются, непопулярен и неинтересен. А вот оскорблять
артистов нельзя! Как-то «Аргументы и факты» написали, что мы у одного
композитора купили шесть песен по миллиону за каждую. А мы купили у
этого композитора одну песню и за гораздо меньшие деньги.
Представляешь, что такое было 6 миллионов два года назад? У нас и денег
таких не было!
- Я разделяю твое возмущение подобной писаниной, но скажи,
как бы вы с Лолой отнеслись к серьезной критической статье о ваших
концертах, если эта статья оказалась нелицеприятной для вас?
- Профессиональные музыкальные критические статьи закончились на
советском журнале «Эстрада и цирк». Там статьи, может быть, были
немного допотопными, но, по крайней мере, их писали люди, получившие
специальное образование. А сейчас не выходят ни положительные, ни
отрицательные, потому что никто не знает предмета обсуждения. Выходят
только гадости о личной жизни. Правда, в том же «Московском
комсомольце» появилась статья о наших сольных концертах, которые прошли
в зале «Россия» в ноябре. Если бы у тебя была возможность прочитать эту
статью, ты бы согласилась, что она объективна и в каких-то местах не
очень для нас приятна. Но мы были вынуждены признать, что это -
настоящая критическая статья, и в ней написана правда. Хотя мы гордимся
этими концертами, хотим их привезти в Киев, потому что мы пять лет
занимаемся этим делом и впервые выступаем с сольными концертами. А в
статье было написано, что дуэт «Академия» до концертов в «России»
воспринимался на советской эстраде как - некий вариант Тарапуньки и
Штепселя. Они немного поют, немного шутят, немного чего-то ведут по
телевизору, немного снимаются в рекламе. А эти концерты показали, что
они на самом деле здорово поют, здорово танцуют, умеют держать зал и
два часа на сцене в декорациях, 150 кубических метров объемом,
действуют вдвоем, и это нескучно и интересно.
"Да ну их к черту!" - в сердцах подумал я, дважды потерпев фиаско при
осаде дуэта-кабаре "Академия" в казанском центре "УНИКС". Но журналистское
самолюбие взяло верх, я вернулся и… Третий заход оказался удачным. Оказалось,
что казанские организаторы излишне опекали своих гостей. Впрочем, все
равно спасибо фирме "Аншлаг ЛТД" за предоставленную возможность пообщаться
с Лолитой и Сашей, благодаря которым многие уверены в том, что "Хопер-Инвест"
а-атличная компания…
- Ба! - воскликнула Лолита, - да мы ж тебя еще днем видели. Неужели
до сих пор ждал!
- Ну, знаете, - говорю, - я мужчина скромный, врываться без предупреждения
в гримерную не умею. Из-за вас без обеда остался.
- Так давай к столу, нам тут чаек приготовили, пирожки…
От угощения я (как мужчина "скромный") не отказался. А потом
мы побеседовали.
Правда, на вопросы все больше отвечала Лолита, а Саша занимался подготовкой
к выходу, но изредка подходил к нам.
- С чего началась "Академия"?
- В 1988 году у названия нашего маленького коллектива еще не было приставки
"кабаре". До этого два года мы работали в одном из разговорных коллективов
в Одесской филармонии. Нам там не понравилось, и мы ушли. Ушли сначала
в никуда. Хотелось сделать что-то необыкновенное, единственное в своем
роде. То есть не просто петь вдвоем, по отдельности, а играть некий спектакль
на сцене. Позже представители польской "Солидарности" пригласили нас на
свой полуподпольный эстрадный фестиваль, где мы успешно выступили. Эти
ребята нам и сказали: "Да вы же самый настоящий кабаре-дуэт!"
- А что родилось раньше: эстрадный дуэт или союз двух сердец?
- А это все рождалось одновременно. Амур , знаете ли, стельнул и попал
дуплетом и в наши сердца, и в наше творческое начало. Представте себе
влюбленную пару. Саша поет мне песни, я подпеваю… И влюбленная пара начала
творить.
- Ну, а раньше, в школе, были у тебя мысли посвятить себя эстраде, творчеству
вообще?
- Нет, ни капли. Я в школе была уверена, что буду парикмахером. А вот
после школы поступила в Тамбовский институт культуры и была уверена, что
стану режиссером в каком-нибудь драматическом театре.
- А ты, Саша?
- Я и не мечтал стать артистом. Но не потому, что не хотел. Просто мой
брат с треском провалился на экзаменах в Московском театральном училище.
Тем более родители хотели, чтобы я был инженером. И я стал им, закончив
Ленинградский энергетический институт. Но позже все же поступил в Киевское
эстрадно-цирковое училище...
В студии "Русского радио" -- ведущий программы "Яблочко" Степан
Строев и знаменитый кабаре-дуэт "Академия". Проще говоря, Лолита и Саша.
Степан Строев: На моем пейджере вопрос к "Академии". Как давно существует ваша творческая семья?
Лолита: Мне сейчас будет плохо, меня тошнит. Слушайте, меня
сейчас просто вырвет от этого вопроса, я боюсь, что вся эта студия
будет именно в том, чем меня вырвет. Десять лет -- во всех газетах и
журналах написано!
С.С.: Может быть, человек не знает. Может, он сейчас только приехал из за границы?
Лолита: Не хочу, не важно. Все, меня тошнит.
Саша: Степан, я думаю, какой-нибудь серьезный вопрос сейчас наладил бы ситуацию.
С.С.: Пожалуйста. Как вы оцениваете свое сегодняшнее финансовое положение?
Лолита: Я думаю, спокойно мы проживем полгода на запасах, а дальше будем как все.
Саша: Дело в том, что Лолита сегодня купила несколько килограммов гречки, я достал сахар...
Лолита: Не ври, пожалуйста. Гречку я не покупала -- я купила две курицы, килограмм сахара...
Саша: Лола сказала: одну заморозим и свезем на дачу.
Лолита: Да, я сказала, что на даче заморозим одну курицу. И еще
я купила грибы мороженые, потому что я, как все, готовлюсь. И еще мне
сказали, что надо купить побольше масла и сахара.
С.С.: Хочу обратить ваше внимание, что Лолита, несмотря на свою узнаваемость, сама ходит по магазинам.
Лолита: Я еще и торгуюсь.
Саша: А представляешь, в трудные времена артисты выйдут на рынки и будут менять свои компакт-диски на кусочек хлеба?
Лолита: Кому они нужны? Это никому не нужно. Ты сможешь сменять
джинсы на кусочек хлеба, колечко какое-нибудь приличное на буханочку
хлеба.
С.С.: Послушаем, что хотят спросить наши слушатели.
Звонок в студию: Добрый вечер! Однажды я на Саше заметила некий
головной убор, достаточно дорогой. Но раньше я видела подобные изделия
на его коллегах по сцене. Его не смущает, что у артистов, стремящихся к
индивидуальности, появляются одни и те же вещи?
Лолита: Просто один на всех берет. Может быть, это переходящий берет...
Саша: В жизни есть разные рубашки, есть разные ботинки -- я не
могу следить, кто из артистов что купил. Но в следующий раз я
постараюсь -- у меня теперь появится красный берет, белый, зеленый и
желтый. Я буду цветами вас поражать.
Лолита: Главное, чтобы ты голубым цветом не поразил, а остальное -- не волнуйся.
Кабаре-дуэт «Академия» продолжает запись пока безымянного альбома, материал которого ляжет в основу новой шоу-программы артистов. Александр Цекало рассказал корреспонденту InterMedia, что в настоящий момент осталось дописать вокал в нескольких композициях — и половина диска уже готова. Всего же предполагается записать 15 песен, авторами которых стали композиторы Игорь Зубков, Дмитрий Аверкин, Игорь Мыленко, Александр Ружицкий, поэты Константин Арсенев, Марина Кретова и др. Несколько вещей написали сами «академики». «Мы, конечно, не писали сначала либретто, а потом к нему подбирали песни, — пояснил Александр. — Но мы примерно представляли себе, чего мы хотим. А несколько композиций действительно были написаны «на заказ». Исполнители записывают пластинку на тон-студии «Союз», но несколько произведений были записаны в студии Виталия Набережного и в МДМ. «Мы не очень торопимся записать этот альбом, — поведал г-н Цекало. — Некоторые песни переписываем, пересводим. Но, думаю, к концу года мы закончим работу, а весной диск уже выйдет в свет».