Вторник, 21.05.2019, 18:07
Логин:
Пароль:
ГлавнаяРегистрацияВход

Вы вошли как Гость
РАЗДЕЛЫ
ОПРОС
Лучшая песня альбома "Фетиш"?
Всего ответов: 721
ДРУЗЬЯ
  • Официальный сайт Лолиты
  • Мы в контакте
  • НАШ БАННЕР
  • СТАТИСТИКА

    Всего на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Пресса 2008


    Лолита в Кремле

    Лолита - единственный артист в современной язычной поп-музыке, который мне по настоящему интересен. Артист постольку, поскольку Цветаева - поэт, а не поэтесса (а Есенин - поэтесса, а не поэт). Но, в отличие от других артистов, у Лолиты еще и отличный вокал, и пластика, и репертуар - и все-таки это вторично по отношению к личности исполнителя. В Лолите привлекает прежде всего личность, потом - остальное.

    Единственная серьезная ошибка, которую Лолита допустила на этот раз - с выбором площадки. Ошибка во многом вынужденная - других приличных сцен, кроме кремлевской, в Москве теперь просто нет, в "Лужники" в здравом уме никто не поедет, "Космос" и "Мир" - недостаточно пафосные для юбилейного концерта. Но Кремль даже в отсутствии альтернативы - слишком большой и слишком официозный. Лолита как персона и в Кремле не теряется - но песни могут в этой обстановке потеряться.

    Ориентация на последний альбом "Фетиш" - с одной стороны, очень правильное решение: при том огромном репертуаре, который Лолита успела накопить за сравнительно недолгую сольную карьеру, премьера шоу должна опираться на самый свежий материал. С другой - слишком давно у Лолиты не было сольника в Москве. Если быть точным - больше четырех лет. Последний - в 2004-м: "Мне 41, а кто даст?" в зале "Россия". Это если не считать фантастической презентации альбома "Формат" в клубе "Душа и тело" - лучшая сольная программа, какую я только могу представить - двухчасовой живой концерт, в который вместились песни из разных альбомов и разных периодов творчества, но все-таки то было событие, при всем его великолепии, локальное по масштабу. В этом смысле нынешняя программа "Одна большая длинная песня про..." отличалась и большей целостностью - и меньшим разнообразием. Хотя Лолита постаралась включить какие-то раритетные вещи из прошлого - и "Ту-ту-ту", и совсем, казалось бы, отодвинутый "Баден-Баден" - композицию из репертуара "Академии", которую она не исполняла ни в одном концерте за всю свою сольную карьеру, и номер из "Мне 41, а кто даст?" на песню Билли Холлидей. Но багаж, накопленный за годы дуэта "Академия", Лолита и прежде использовала слишком осторожно - а напрасно, и теперь чересчур легкомысленно отбрасывает и "академические" шлягеры, и материал из первых своих сольных альбомов, хотя там - масса интересного.

    Но Лолита интересна не только как певица, но и как режиссер - она сама выстраивает свое шоу. А в шоу важнее всего - соответствие действия тексту и музыке. И в этом смысле Лолита - режиссер выдающийся. Обычно считается, что успешная песня - та, которую узнают по аккордам вступления. Песни Лолиты узнают еще до того, как зазвучат первые аккорды: если в руках у нее бутылка воды - значит, сейчас будет "Я жизнь отдам за тебя", если игрушечный заяц как перчатка на руке - "Пошлю его на..." - на каждый хит создан узнаваемый визуальный образ. То же касается и совсем новых композиций с последнего альбома, еще не настолько узнаваемых - но это дело ближайшего будущего: механическая собачка - "Белый флаг" ("Я отпускаю тебя..."), бумажный самолетик, сложенный из листа, снятого с пюпитра - ""Фетиш" ("Прощай, вчерашний день..."), прыжки, детская радость и бумажные змеи - "Расскажи, как надо любить". Пластика номера "Ориентация Север" достойна того, чтобы ее описали в антологиях современной хореографии. И все эти "фишки" нужны не просто для того, чтобы привлечь внимание к той или иной конкретной песне. Режиссура каждого номера должна придать песне дополнительное измерение - то, что в архаичной театрально-критической терминологии принято именовать "приращением смысла": если текст трагического содержания - это иронический контекст, если грубовато-юморной - наоборот, трогательный, романтический. При этом впервые в больших сольных программах Лолиты нет внешней роскоши декораций - если не считать огромных лазерных панелей, все довольно скромно - стул, чемоданы... (вот и Питер Брук в последние годы обходится примерно тем же минималистским набором). В отличие от пятилетней давности"Шоу разведенной женщины", "Одна большая длинная песня про..." выдержана в черных тонах, если надо показать дождь - возникает черный зонт, если возникает необходимость символически обозначить "ангельскую" природу лирической героини - белые навесные крылышки поверх черного платья, а в качестве нимба - маленькое зеркальце. Черное платье от Чапурина - не просто костюм, а тоже трансформирующийся элемент сценографии: его широкий ворот можно использовать для эпатажного декольте, но можно и превращать в капюшон.

    "Одна большая длинная песня про..." - название, кажущееся при всей ироничности чересчур пафосным, но при этом оно очень точно отражает суть: полтора с лишним часа Лолита практически без перерыва поет, даже паузы между песнями заполняя речитативами, вокализами и мелодекламацией, не сбиваясь на болтовню, которой, что там греха таить, порой злоупотребляла прежде - это еще одно новшество. "Ты не пой, ты ходи" - это не про нее, Лолита поет, как мало кто умеет. И все-таки вокал - не главное ее достоинство. Она умеет выстроить взаимодействие с аудиторией на уровне, приемлемом и для продвинутого слушателя, и для самого случайного. Когда она сначала запевает тему из "Дип Перпл" под предлогом, что это "любимая песня президента", и под этим предлогом пытается всех завести на хоровое пение, а потом сама себя и всех "срезает": "ни одна баба в мире эту песню не пела - и я не буду" - это не то что смело (сегодня быть смелым просто, сложнее оставаться в рамках приличия, вкуса и вменяемости), но парадоксально, необычно и, самое забавное, провокативно - непонятно, как реагировать на заявление "хоть чуть-чуть лизнуть президента" - где здесь заканчивается ирония и начинается самоирония. Как и в финале, когда вместо киркоровского трона или тому подобных "находок" своих коллег Лолита прощается с публикой, сидя на гигантском желтом унитазе под сливным бачком в два человеческих роста. Но концерт она заканчивает все-таки не агрессивно-эпатажной композицией, который у Лолиты с годами все больше, а тихой и по-хорошему старомодной "Колыбельной Светлане" Хренникова. В "большой длинной песне" Лолиты много смысловых парадоксов и звуковых диссонансов - но стремится она к тишине и к гармонии.



    Источник: http://music.gogol.ru/reviews/lolita
    Категория: Пресса 2008 | Добавил: lolitaclub (17.03.2009) | Просмотров: 1601 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Lolitaclub © 2008-2010