“Чтобы не попасть в список разведенных пар, родители
давали взятку… У моей бабушки с дедушкой тоже непросто складывались
отношения. Мне кажется, ребенку с детства надо объяснять, что идеала не
бывает”
К своему нынешнему семейному счастью и успеху в сольной
карьере певица шла долго, сквозь череду неудачных браков, работу на
подпевках и в ансамблях. Она категорически отвергает сказку о принце на
белом коне, хотя сама воспитана на таких сказках. Но принца она в
результате получила...
- Как вам кажется сегодня, какое состояние для женщины более "нормально" – замужнее или незамужнее?
- Нормальное состояние женщины - быть замужем. Но не просто
замужем, а замужем за нормальным человеком. То есть иметь пару. А иметь
лишь бы что - нет смысла ни нормальной женщине, ни ненормальной. Для
меня лично не важен факт наличия печати в паспорте и брюк в шкафу, если
цитировать мою любимую пьесу Радзинского, "Она в отсутствие любви и
смерти".
Я за то, чтобы у женщины не было комплексов, если они не замужем. Если не за кого выходить - незачем выходить.
- Вы ведь тоже нашли свою пару не с первого и даже не со второго раза. Пару нужно ждать или искать?
- Я слышала, что люди находят друг друга через Интернет, раньше
были свахи. Но если суждено, то вышел в магазин за хлебом - и встретил.
Если я вбила себе в голову: "Хочу замуж!" - и хожу по клубам, на
вечеринки, захожу в Интернет, терроризирую подруг: "Ну познакомьте
меня!" - все это не дает результата. Есть космический закон: нам не
дают того, что является для нас болезненной потребностью. Человек,
помешанный на деньгах, никогда не станет богатым, тот, кто жаждет
славы, останется безвестным. Так и люди, зацикленные на семейной жизни,
остаются одинокими. Счастье дается тогда, когда ты находишься в
состоянии покоя и трезво оцениваешь себя и людей вокруг. Ты, конечно,
бываешь в обществе, но в твоих глазах нет поиска, ты не рассматриваешь
мужчин: ну, какой из них? у кого есть обручальное кольцо, у кого нет?
Нужно спокойно ждать на берегу, пока мимо не проплывет суженый.
Три года не интересовалась деньгами
- Вам интересны бедные мужчины, которые, будучи здоровыми и в зрелом возрасте, не добились в жизни финансового успеха?
- Мне неинтересны неработающие мужчины - которые к определенному
возрасту не обеспечили себя, сидят без дела и не в состоянии
заработать. Почему я, женщина, смогла приложить все силы и заработать
сама, не имея никакого начального капитала? Я смогла, а мужик не смог?
В моей жизни всегда, до самого последнего времени, были только бедные
мужчины, которые могли состояться и состоялись при мне. И у меня
никогда не было к ним материальных претензий.
Мой муж - по-настоящему обеспеченный мужчина, который
превосходит меня в заработках. Но ведь ему 36 лет, и с 20 лет он
работает, имеет три высших образования, все время совершенствуется.
Кстати, о том, какой он занимает пост и какими суммами оперирует, я
узнала только тогда, когда выходила за него замуж. Три года, что я с
ним до свадьбы общалась, меня это вообще не интересовало.
- В своем последнем шоу вы поете песню "Приговоренная к любви". Вы разделяете убеждение, что любовь - это приговор, наказание?
- Для кого-то - наказание. Обычно для тех, кто долго потреблял
чужие чувства без взаимности. И потом, в качестве расплаты, эти люди
становятся на место тех, кого они использовали. А для кого-то любовь -
высшее благо. Но его надо заслужить.
- Насколько ваша женская судьба перекликается с судьбой вашей мамы?
- Мама считала развод величайшим проступком перед обществом,
позором. И она, что бы ни происходило между ней и отцом, готова была
прожить с ним всю жизнь, потому что так положено. И если бы не
политические убеждения отца, приведшие его в итоге к эмиграции, то и
развода бы не было. Чтобы не попасть в публикуемый в газетах список
разведенных пар, родители давали взятку. У моей бабушки с дедушкой тоже
непросто складывались отношения. Мне кажется, ребенку с детства надо
объяснять, что идеала не бывает...
- Сказку о принце на белом коне вы дочери Еве не рассказываете?
- Я эту сказку отвергаю. Я готовлю дочь к тому, что мужчина
должен ухаживать за женщиной, готовлю ее к претензиям к мужскому миру.
Вот я сижу и сама прикуриваю сигареты. Муж меня пытается отучить: мол,
даже если мужчина рядом не курит, он обязан дать женщине зажигалку. Но
я привыкла сама-сама-сама. Нас как воспитывали? Не надо брать денег у
мужчин, надо самой зарабатывать, надо ему делать подарки... А на самом
деле вовсе не стыдно принимать подарки, наоборот - мужчине надо дать
возможность почувствовать себя лидером.
Дочка подружилась со Шрэком
- В конце 80-х годов в телепрограмме "Отчего и почему?" вы вместе
с квартетом "Шляпа" пели детские песни. А сейчас вы часто поете песни
для детей?
- В квартете "Шляпа" я заменила бывшую супругу Александра
Цекало, поскольку собственного артистического имени тогда не имела.
Наши старые детские песни я до сих пор очень люблю. Для дочери я
записала когда-то на кассету песню "Спят усталые игрушки" из программы
"Спокойной ночи, малыши!", и она долгое время под нее ела. Мне кажется,
эти песни очень благотворно влияют на детей, так же как и советские
мультики.
- У вашей дочери есть любимые мультипликационные герои?
- Долгое время были персонажи "Ну, погоди!", но сейчас, к
сожалению, Шрэк. К сожалению, потому что наблюдаю, как он раздергивает
нервную систему ребенка. Дочка вдруг замыкается, начинает плакать. Я
спрашиваю: "Почему?" - "Там грустная песня!" Потом она нафантазировала
себе, что Шрэк защищает ее от внешнего мира. Так часто бывает: когда
родителей постоянно нет рядом, то, как бы ни старались любящие бабушки
и дедушки, дети придумывают вымышленных друзей.
- Не было ли у вас мысли ограничить себя в карьере, не дать пару лишних концертов и посвятить больше времени дочери?
- Не было такой мысли. Самое неправильное, что может быть в
отношениях с людьми, в том числе и близкими, - это жертвы. Конечно,
если бы не было мамы, которая Сумасшедшая - с большой буквы - Бабушка,
если бы не было у Евы дедушки, который вокруг внучки ходит кругами, -
все было бы иначе. Но если они мне помогают, принимаю эту помощь с
удовольствием. Я для дочери - пример выживаемости. Она с раннего
детства знает: мамочка работает. "Мама, а для чего я должна учиться?" -
"Евочка, сейчас это твоя работа". Она уже сейчас занимается с
педагогами, причем без всяких поблажек.
- Она ходит в обычный садик?
- В самый обычный. И там долго не знали, кто ее мама.
- Школа, куда Ева пойдет через год, тоже будет обычная?
- Да, напротив нашего дома. "Церберская" школа, я уже справки
навела - там очень жесткая дисциплина, "старорежимные" (в лучшем смысле
слова) педагоги. Я для Евы только такую школу хочу. Чтобы за мои деньги
дочери ставили "пятерки", а потом она выросла неучем, не
приспособленным к жизни? Не надо. Сколько моих знакомых сделали ошибку,
отдав ребенка в "элитную" школу, куда детей привозят с охраной и они
ходят "пальцы веером"! Редкая детская психика это выдержит.
- Но для ребенка известного человека охрана, наверное, необходима...
- От уродов и маньяков никто не застрахован. Но меня водили в
школу дедушки-бабушки только в первом классе. Со второго я ходила сама
- через три дороги, а дедушка шел сзади и наблюдал, как я слежу за
светофорами. А у Евы будет всего одна дорожка, которую надо перейти. И
я хочу своего ребенка приучить: если подходят незнакомые дяди, то, что
бы они ни обещали, не надо давать им руку и шествовать за ними в
подъезд. А охрана... Ну я же не на нефти сижу...
Ем булки с маслом и мучаюсь
- Вы всегда в хорошей форме, но при этом регулярно в своих шоу поднимаете проблему полноты. Почему она вас так волнует?
- Эта тема людей волнует! Основные комплексы наших женщин:
первый - без мужа она считает себя неполноценной; второй - женщина с
весом больше, чем у модели, никому не нужна, некрасива, неинтересна.
Работа артиста - это не "ду-ду" себе под нос, это работа хорошего
психолога. Поэтому, имея информацию об этих комплексах, я помогаю людям
их преодолевать.
- То есть лично вам этот комплекс не присущ?
- Почему же? Стараюсь держать себя в форме. Вот сейчас
поправилась на один размер. Совсем тощей не хочется быть - я пробовала,
самой смотреть противно на мощи. Но вернуться к прежним размерам
хотелось бы. Только ради этого я не брошу все и не побегу в тренажерный
зал - лучше посплю. Я не устраиваю абсурдной борьбы с весом. Если
захочу поесть - ничто меня не остановит. Съем пять булок с маслом и
потом буду себя за это винить - но потом. Если надо - два дня не поем и
похудею. Но это для работы надо. Как женщина я на эту тему не страдаю.
- В одном номере вы на сцену со сковородой выходите и готовите яичницу. А дома на кухне вас можно увидеть со сковородкой?
- Сейчас редко. Были времена, когда ко мне приезжали по сто человек народа, которые знали, что у меня всегда есть что покушать.
Женщины! Не мешайте мужикам!
- Свой концертный номер "Мачо" вы предваряете небольшим ироничным
конферансом, где признаетесь в "ненависти" к 20-летним девушкам. А как
вы сегодня воспринимаете саму себя в 20 лет?
- Нормально. Я была не совсем адекватным, воспитанным на мифе о
прекрасном принце существом с жаждой постижения профессии. Мне есть за
что себя уважать - в 20 лет я по 18 часов в сутки занималась
режиссурой, не выходя из аудитории, не принимая участия в пирушках. Мне
было интересно работать, а еще - читать-читать-читать. "Настольным
чтением" был журнал "Иностранная литература", только оттуда тогда можно
было узнать, кто такие Амаду, Фолкнер.
Когда-то нам, двадцатилетним, сорокалетние говорили: а вот мы
в свое время... Теперь мы можем так же сказать. На самом деле все
уравновешено, сколько у нас было неучей - столько же и сегодня, сколько
из нашего поколения вышло талантливых людей, столько, надеюсь, и из
сегодняшнего выйдет. Единственное, что отличает сегодняшних девушек, -
выработанная защитная реакция. Уверена, в душе у них есть романтизм. Но
мне нравится, что сегодня девушки более самостоятельны и более
требовательны к мужчинам.
- Получается, что сегодня мужчинам с девушками сложнее, чем 20 лет назад?
- Так пусть мужчины и развиваются! Я не за борьбу между полами и
никогда не была феминисткой. Я подчеркиваю: для женщины жизнь без
мужчины противоестественна, но, мужчины, будьте добры, потрудитесь!
Модно говорить: все в семье зависит от женщины. На самом деле
полноценная семья от мужика зависит. Женщина в силу своей
эмоциональности, в силу жертвенности постоянно перегибает палку. Надо
себя останавливать. Женщины, пересильте себя! Дайте мужикам проявить
лучшее, что в них есть!
Открою рот - мало не покажется!
- У вас репутация человека с очень непростым характером...
- Дело в том, что чем старше я становлюсь, тем более жесткие
требования я предъявляю в профессии - к себе и к другим. Отказываю себе
во многом - даже если накануне концерта хочется погулять, не пойду,
чтобы на следующий день голос звучал нормально. И когда меня выводят из
себя непрофессионализмом окружающие, мешают в работе - все, тут я
монстр. Несколько раз увольняла людей.
- Какой принцип вам ближе по жизни - "Ты - мне, я - тебе" или "Делай добро - и бросай его в воду"?
- Мой принцип - не навязывай добро, помощь. Предложи - но не
настаивай, иначе она обернется злом. Не люблю, не умею просить. Мне
неудобно жить, зная, что я кому-то должна. Это не касается отношений с
друзьями, когда ты не взвешиваешь, а просто делаешь. Но это узкий круг
людей. А с внешним миром я не хочу находиться ни в каких отношениях. Не
обсуждаю сплетни, не вступаю в конфликты. Меня надо очень сильно
обидеть, чтобы я открыла рот. Но со мной предпочитают не связываться,
потому что если я открою рот, то мало никому не покажется!
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
14 ноября 1963 - рождение
падение 1967 - не взяли в балетную школу из-за поперечного плоскостопия
взлет 1971 - переезд к бабушке в Киев
падение 1974 - эмигрировал отец
взлет - 1984 - окончила Тамбовский филиал Московского института культуры
взлет 1984 - брак с однокурсником Александром Беляевым, переезд в Одессу, работа в областной филармонии
падение 1987 - развод с Александром Беляевым
взлет 1987 - переезд в Москву, брак с целью прописки с Виталием Милявским, смена фамилии
взлет 1988 - брак с Александром Цекало
взлет 1991 - взлет кабаре-дуэта "Академия" с песней "Тома, Тома"
взлет 1998 - рождение дочери Евы
падение 2000 - развод с Александром Цекало
взлет 2000 - выход первого сольного альбома "Цветочки"
взлет 2002 - встреча с бизнесменом Александром Зарубиным
взлет 2004 - брак с Александром Зарубиным
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
мама – Алла Дмитриевна Никифорова, эстрадная певица
отец – Марк Львович Горелик, конферансье (умер в 1978 году в эмиграции)
по отцу
бабушка – Любовь Давыдовна Горелик, портниха
дед – Лев Горелик, умер после сталинских лагерей
по матери
бабушка – Серафима, домохозяйка
дед – Дмитрий Андрееевич Никифоров, офицер военной разведки
МУЖ
Александр Леонидович Зарубин, генеральный директор промышленного
холдинга "Ренова" (ранее - заместитель председателя Пенсионного фонда
РФ, заместитель Полномочного представителя Президента РФ, Главный
советник Главы Республики Коми)
ДОЧЬ
Ева, 6 лет
Блиц-опрос
- Цветы или конфеты?
- Цветы - зачем мне диабет?
- Концерт или спектакль?
- Как зрителю - спектакль.
- Фотография или портрет маслом?
- Фотография.
- Мыть посуду или стирать?
- Мыть посуду.
- Апельсин или яблоко?
- Черешня - там одна вода. .